(Уголок историка-товароведа)
Конец января этого года ознаменовался очередной годовщиной рождения Джона Мозеса Браунинга. Дату эту можно назвать условно-юбилейной (знаменитый конструктор родился 165 лет назад), но данное событие вызвало определенный ажиотаж, прокатившийся рядом публикаций на профильных ресурсах.Браунинг считается основоположником большинства концепций современного стрелкового оружия. Было бы странным думать, что всё это он сделал из ниоткуда: как показывает история техники, у каждого изобретения есть свой прародитель, который по тем или иным причинам не смог довести свое детище до «взрослого состояния».
У Браунинга это в большинстве случаев получалось.
Разумеется, и в мире и, в частности, Северной Америке талантливых оружейников наличествовало немало. Но не каждому из них была уготована столь яркая судьба. Видимо, кроме инженерных и изобретательских талантов, необходимо что-то ещё. Должны сложиться ещё какие-то факторы, из которые везение — далеко не главное. Что же сложилось у Джона Мозеса Браунинга, что позволило ему воплотить свой конструкторский потенциал сполна?
Фактор №1. Браунинг родился в нужное время. К моменту начала его творческой деятельности, переход на унитарный патрон в передовых странах был в целом завершен. Концепции оружия с ручным перезаряжанием были на этапе, что называется, устойчивого развития. На подходе был бездымный порох и самозарядные системы.
Родись изобретатель на 10 лет раньше — он попал бы в период, когда только что выпущенные системы уже оказывались устаревшими; не были тогда развиты и подходящие технологические процессы. Родись позже, пришлось бы работать в стесненных условиях действия многочисленных патентов. В нашем же случае автором ряда патентов стал сам Браунинг.
Фактор №2. Браунинг родился в нужном месте. Его дом и родня не были затронуты мясорубкой Гражданской войны и связанной с ней оккупацией, реквизициями и мобилизациями.
Еще в середине XIX века Штат Юта считался фронтиром, что требовало определенного жизненного уклада для жителей тех мест. Это накладывало отпечаток и на оружейную деятельность. Однако с прокладкой Трансконтинентальной железной дороги через родной городок конструктора — Огден, жизнь в нем стала живее. Впоследствии это сыграло свою роль.
Фактор №3. Браунинг родился в подходящей среде. Он был одним из 22-х детей Джонатана Браунинга, который был женат трижды: в мормонской общине это не возбранялось. Известно, что большие семьи воспитывают в детях как чувство коллективизма, так и умение конкурировать — качества, очень необходимые любому организатору. Более того. Одним из принципов мормонского учения было стремление к образованию и сбору информации об окружающем мире. В богословские обоснования данного аспекта мы вникать не будем; но мы можем предположить, что выходцы из этой среды могли быть предрасположены к организаторской и аналитической работе, а также деятельности, способной к созданию коалиций. На фото сбоку — отец Браунинга, предположительно, с одной из своих дочерей.
Не будем сбрасывать со счетов и тот факт, что мормоны практиковали отказ от курения и употребления алкоголя. Мы частенько слышим о соседстве порока и гениальности, но, согласитесь, для напряженной конструкторской деятельности лучше иметь всё же ясный ум и твердую руку. На стенде Джон Моисей Браунинг даже незадолго до смерти выбивал 97 тарелочек из ста.
Фактор №5, окончательный и решающий. Джон Браунинг не был сыном крестьянина/рыбака/раба/служанки/наложницы, дошедший, что называется, пешком до столицы и выбившийся в люди. Его отец, Джонатан Браунинг — уже был оружейником. Причем оружейником не только в изобретательском или ремесленном, но и организационном плане. В частности, ему приходилось заниматься вооружением и снабжением мормонских конвоев во время исхода общины из Иллинойса (магазин и цех в которых изображены выше) в Юту.
Одну из таких колонн, состоявшую их фургонов, запряженных волами, возглавлял и он сам. Здесь ему сильно пригодились навыки охотника, разведчика и стрелка. Это был реальный скаут своего времени.
На разных этапах своей жизни Джонатан Браунинг был, помимо прочего, членом городского совета, мировым судьей и помощником епископа. Примем во внимание и то, что ему приходилось как минимум трижды начинать всё сначала после масштабных переселений, покидая насиженные места. В конечном пункте своего назначения (где уже и родился Джон Мозес) Джонатан занимался изготовлением не только оружия, но и сельскохозяйственного инвентаря, инструментов, орудий производства и товаров широкого потребления. Другими словами — он был местным промышленником.
Что из перечисленного важней всего? Может, то, что с малых лет Джон имел возможность практиковаться в мастерской отца и вовремя понять свое призвание? Вникнуть в производственный процесс, так сказать.
Не только.
Браунинг-младший мог копировать, как сказали бы сейчас, готовую модель поведения своего отца. На протяжении дальнейшей деятельности, он занимался тем же самым, что и папа, но «лишь» в большем масштабе. Масштаб этот был уже мировым. И делал это он не один: ему помогали братья. Обесценивают ли упомянутые обстоятельства талант Джона Мозеса как изобретателя? Наоборот, именно эти факторы и помогли одаренному юноше раскрыться во всей полноте. Но при этом всегда следует помнить, кому он был обязан своими талантами и карьерой больше всего. Напоследок — фото старика-Браунинга, сконструированной им капсюльной многозарядной винтовки «губная гармошка» и памятная табличка в месте его рождения, штате Тенесси.
Впрочем, хватит лирики! В следующей части мы углубимся в технические подробности. Само собой, не обойдется и без маркетологических уловок.
Источник: stvol.ua