В ООиР я вступил в 1969 году.
Тогда же эту охоту стали ограничивать, а с подсадными вообще закрыли.
Оставалась у нас одна охота на вальдшнепа, и то на отдельных участках.
Но довелось до этого поохотиться с подсадными со старыми охотниками.
В деревне у нас несколько человек разводили подсадных уток, вели свои линии. Так вот не было «традиций» стрелять влет.
Шалаши строили закрытые, охота была с прилета, и чем темнее шалаш, тем лучше. Да и никто не стрелял, не было этого принято.
Помню, пришлось случайно зацепить утку кряковую дикую при стрельбе по подсевшему селезню — так был суровый нагоняй.
Дискуссии о вреде весенней охоты ведутся у нас с конца девятнадцатого века. Число ее противников начало расти с 20-х годов двадцатого века. Объясняется это постепенным сокращением численности дичи в центральных областях.
Вот что писал С.А. Бутурлин в статье «О весенней охоте» («Охрана природы», № 3, 1929 г.). По мере того как годы шли и мы быстро беднели дичью, понимание все шире распространялось в охотничьей массе. Пора уже принять серьезные меры для охраны дичи.
Как ни хороши весенние охоты, но лучше лишиться их, чем лишиться охоты совсем из-за полного уничтожения дичи. Со временем, когда улучшится охотничий надзор, когда решительные меры приведут к значительному умножению дичи. Когда глубже проникнет охотничье образование, тогда можно будет вернуться в пересмотру этого вопроса». И это во времена, конечно, не сравнимые с современными.
Дискуссия эта продолжалась и в 70-х годах. Ученые доказали, что правильная охота с подсадной не наносит вреда численности дичи. Но это правильная охота. Что же вижу каждый год я, да и уверен большинство, честных охотников.
Скрадки стоят на болотах, открытые сверху. Высаживается подсадная, рядом стоит один, а то и два «охотника», и ведется стрельба влет. Когда говоришь, что это нарушение, в ответ: я же вижу селезень это или утка. Вот так понимается «охота с подсадной».
Или сажаются чучела, и тоже стрельба влет. Некому учить молодых ребят, учит Интернет, а там много есть чего… А сейчас пошел в МФЦ, и через неделю билет у тебя в кармане.
Зачем понимание того, что такое охотничья этика, да и просто совесть.
Ну, это лирика или, многие скажут, старческое брюзжание. В ответ скажу, может быть, и так, но мы-то поохотились. Я еще застал время, когда уток было много у нас, богатые охоты были. А вот на что будете охотиться вы, если так будет продолжаться и дальше? На грачей будут открывать охоту?
Не знаю, связано ли это с весенней охотой или нет, но как стали ее открывать, то с каждым годом все хуже осенняя охота. На последнем открытии довелось всего раз выстрелить. Особенно мало стало чирка, с чем это связано, может быть, орнитологи объяснят?
Выбивается, конечно, местная утка. Как сделать, чтобы эта охота, я имею в виду с подсадной, не стала массовой? Я думаю, трудно будет это. Подсадную сейчас нетрудно купить.
Многие «стрелки» ухватятся за эту лазейку в законе, и будет этот беспредел твориться целый месяц. Контролировать это некому. Один охотовед при всем желании не справится с этим. Я имею в виду ОДУ. В организованных хозяйствах, может, и будет порядок. Но много ли их?
|
Есть у нас настоящие любители охоты с подсадной. У нас в Тульской области есть клуб любителей такой охоты. Как соблюсти их интересы?
Когда говорили о том, что десять дней мало, то, как я понимаю, речь шла не о том, что мало этого, а о том, что не совпадают сроки открытия с массовым пролетом дичи. Надо просто открывать ее с прилета дичи: к примеру, у нас 25 марта и закрывать вместе с общим закрытием.
По моим охотам раньше, самый «ярый» селезень идет с первыми стайками. Иногда еще по первым лужам одни селезни. По пять и более штук подсаживалось к подсадным. Сроки эти по областям, конечно, разные. При желании можно все это отрегулировать. Сейчас же, что получится.
Открывать будут все сразу, не будут же по видам разделать. И до мая. А утка садится на гнезда после 15–20 дней после прилета. А тут охота продолжается. Конечно, еще меньше будет дичи. Фактор беспокойства. Кто-то думал об этом?
Вряд ли настоящим любителям будет интересно стрелять селезней в мае, когда они идут даже на фальшивый крик манка. Им же интересна работа хорошей подсадной, а сам выстрел разве такой трудный? Да и подсадные в это время уже должны сидеть на яйцах.
У нас очень много свиязи. Долго держится, кормится, потом уходит. На гнездование уже давно не остается. Вечером идут большими стаями на кормежку, а там «стрелки». Очень достается свистунам. Стрельба стоит, не сравнимая с осенью. Конечно, бьется все подряд, какие там селезни. Борьбы с этим нет.
Сколько раз пытался вразумить «охотников» — бесполезно. Вообще никакой разницы в охоте осенней на уток и весенней я здесь у нас не вижу. Разве что весной стрельбы намного больше.
Гуси у нас, которые не участвуют в размножении, задерживаются до мая. Теперь им тоже будет доставаться. Думаю, что-то надо менять, но вряд ли кто-то будет этим заниматься. Куда кривая выведет, она, конечно, куда-то выведет. Мы можем остаться без утки в центральных областях.
Открытие охоты с подсадными для действительно фанатов этой охоты раньше общего открытия было бы выходом (и волки сыты, и овцы все-таки побольше целы). Но как же отделить настоящих охотников от «стрелков»? Вот такие дела.
Вот такие получились у меня мысли: наверное, где-то спорные и сумбурные. Но поверьте, очень болею душой за судьбу нашей настоящей русской охоты.
Источник: ohotniki.ru