Более предметно о закрытии весенней охоты заговорили в начале марта когда вирус COVID-19 уже перешагнул российскую границу.
Но охотники, в своём большинстве – граждане законопослушные, и верить в то, что их право выйти на охоту будет перечёркнуто одним лишь росчерком пера административного ресурса, вопреки правового поля в котором живут, верить не хотели.
Именно это и сыграло определённую роль в молчании охотников по поводу возможного закрытия охоты.
Ведь пережили же когда-то чуму птиц, так называемый птичий грипп, а вместе с ним и свиной…
Тогда здравый смысл взял верх и абсурда не случилось. Что же произошло в нынешней ситуации.
25 марта Президент РФ своим Указом №206 «Об объявлении в РФ нерабочих дней» положил начало масштабной, на государственном уровне, эпопее борьбе с новой короновирусной инфекцией.
Продолжением этой борьбы стал новый Указ от 2 апреля за №239 который, назывался уже несколько иначе – "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)".
Именно этим Указом Президента (п.2 пп. «в») на руководство субъектов Федерации было возложено обязательство «установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств».
Отметим, и это очень важно – именно установить, а не запретить. Т.е. в регионах согласно Указа должны были быть введены ограничительные меры на передвижение граждан с целью их наименьшего контакта друг с другом, что могло бы снизить их заражаемость COVID-19.
Всё казалось бы предельно ясно и понятно! Но в большинстве субъектов Федерации президентский Указ был воспринят совсем иначе и это напрямую коснулось и системы охотпользования, а вместе с ней и рядовых граждан-охотников.
Первой ласточкой закрытия весенней охоты в отдельно взятом регионе стало Постановление №100-пп от 23.03.2020 года Губернатора Тверской области выпущенное в свет ещё до Указа Президента №239 от 2.04.2020) и ставшее своеобразным прообразом весьма осторожной рекомендации Министра природных ресурсов и экологии РФ Д.Н.Кобылкина родившееся 31.03. 2020 года о ограничении (закрытии) охоты в целях «обеспечения режима самоизоляции».
И далее, как из рога изобилия, началось массовое закрытие весенней охоты почти по всем регионам России, больше похожее на истерию местных властей, бездумной перестраховкой и абсолютным пренебрежением просьб своих же граждан-охотников убедительно просящих не закрывать весеннюю охоту, и приводивших по этому поводу весомые аргументы.
|
Но власти субъектов, в своём большинстве, оказались глухи, к тем для кого охота не время провождение, и не культурно-массовый отдых и развлечение (как было определено руководством рядя субъектов Федерации), а ритм жизни, состояние души, и не секрет, что для многих из охотников пребывание с охотничьим ружьём в угодьях даже без выстрела есть уже большой праздник.
И лишь в немногих регионах власти подошли к этому вопросу с умом, верно трактовав президентский Указ №239, и приняв во внимание введённый в стране режим самоизоляции, всё же разрешили охоту, правда с ограничениями, но всё же поняв не целесообразность её закрытия, а самое главное тем самым не нарушив право граждан данное им Высшим законом страны — Конституцией РФ.
Охота есть один видов природопользования вопрос которого отнесён Конституцией РФ к ведению как государства в целом так и его субъектов. Все нормативно-правовые акты, принимаемые относительно регулирования этого вопроса субъектами РФ не должны противоречить Конституции и Федеральным законам. Всё тут яснее ясного!
Как бы плох или хорош не был «Закон об охоте» (ФЗ №209 от 24.07.2009 с последующими дополнениями и изменениями) он всё же закон и должен соблюдаться.
Есть ли в нём статья, говорящая о полном закрытии охоты в определённый сезон или время? Есть ограничения, но полного запрета охоты там найти не удастся. А всё потому, что такой пункт был бы попросту антиконституционен и препятствовал бы законному праву граждан, что закреплены в главе 7 Конституции РФ.
Так что же получается?! Региональные власти, вводя запрет весенней охоты в своих регионах, попросту лишили граждан их законного права, даже в период так называемой самоизоляции.
Получается, что человеческий фактор в принятии такого решения чиновниками оказался выше и Федерального закона и Конституции РФ, не говоря уже о упомянутом выше Указе Президента РФ за № 239.
В данном случае не нужно быть глубоко подкованным в юриспруденции гражданином, что бы видеть полную нестыковку в действиях региональных властей и Федерального законодательства.
А из данного обстоятельства следует, что руководство регионов, не имело права на закрытие охоты в весенний сезон 2020 года, так как подобные ограничения прав граждан могут иметь место лишь в том случае, если объявлен режим чрезвычайной ситуации, чрезвычайное положение, со всеми вытекающими из этого последствиями ограничения гражданских прав, в том числе и оборотом гражданского (охотничьего) оружия, но только не при режиме самоизоляции.
Иначе получается полный абсурд, гражданин сам себя самоизолировал что бы не «подхватить» в данном случае COVID-19, а его же ещё и лишили права выйти на охоту. Так почему же тогда не лишить граждан права управлять транспортными средствами на время самоизоляции!?
|
Ведь ст. 55 Конституции РФ п.3 прямо указывает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Так в чём же так провинились российские охотники?
И вообще – самоизоляция. Что это такое? Ведь даже Верховный Суд РФ в своём «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики …» утверждённом Президиумом 21 апреля 2020 года весьма витиевато разъяснил, что режим самоизоляции (как ограничительная мера) введённый в целях противодействия распространения COVID-19, не являются обстоятельствами непреодолимой силы и т.д. не является поводом к прекращению (ограничению) ряда прав и обязательств граждан.
Не станем вплетаться в замысловатую казуистику юриспруденции и не посвящённым в её постулаты объясним проще.
Если гражданин сидя в самоизоляции не заработал денег и ему не чем платить налоги, кредит или услуги в сфере ЖКХ, то это не освобождает его от обязанностей выплатить причитающийся за ним долг, если он не докажет, скажем в суде, что он был действительно не в силах заработать эти денежные средства.
Получается как к той присказке, если её несколько перефразировать – на самоизоляцию надейся, а сам не плошай, а иначе по миру пойдёшь. Вот такой парадокс законодательства и обыденной жизни.
Получается, что самоизоляция это выбор самого гражданина который, являясь законопослушным принял к сведению предложение властей самоизолироваться и выполнил это. Тогда почему призыв к самоизоляции стал поводом к закрытию охотничьего сезона?!
Где правовая логика и тот самый здравый смысл!? Разве бы охотники в открытие охотничьего сезона не приняли бы к сведению положение о режиме добровольной самоизоляции и не воплотили бы его в жизнь в условиях угодий?! Думается, что с этим проблем бы вообще бы не было. Здоровье гражданина прежде всего в его руках!
В уже имевших место коллективных обращениях охотников к руководству не только субъектов РФ, руководству Ассоциации «Росохотрыболовсоюза», но и к Председателю Правительства РФ по поводу закрытия весенней охоты говорилось, что весенняя охота по своему принципу ни когда не являлась коллективной, и запрет её в рамках самоизоляции есть ничто иное как полное непонимание её сути теми, кто принимает такое столь не популярное решение вызывая не только негодование в многомиллионной охотничьей среде, но и просто человеческое не уважение.
Так было ли превышение полномочий со стороны региональных властей в вопросе закрытия весеннего сезона охоты 2020 года?
Безусловно было, и оно на лицо, и в этом ещё предстоит разобрать как следует и Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» как организации представляющей интересы российских охотников так и судебным инстанциям, если такие обращения граждан поступят. А они, думаю, обязательно будут.
Статью 253 Гражданско-процессуального кодекса РФ об оспаривании нормативного правового акта не соответствующего законодательству ещё никто пока не отменял!
И если уж совсем глубоко заглядывать в поле гражданско-правового законодательства, то следует отметить, что при любом нарушении гражданских прав и свобод граждан если таковые имеются, не зависимо от их причинителя (физического или юридического лица, должностного лица и т.д) Федеральное законодательство усматривает ещё и компенсацию причинённого морального ущерба.
Как можно оценить и измерить степень морального вреда причинённого гражданину оформившему все соответствующее документы на возможность выйти в угодья на охоту за четыре дня до его официального закрытия? А за один день?
Ведь ни какого форс-мажора, в рамках понятия Гражданского законодательства РФ, в принятии решения о закрытии весенней охоты у региональных властей не было!
|
К слову, вопрос регулирования охотпользования на уровне субъектов государства есть огромная ошибка со стороны законодателей, грозящая полным уничтожением отрасли как таковой. И аналогичный пример уже есть – убитое лесное хозяйство России.
С принятием нового Лесного кодекса РФ, уничтожением Федерального министерства лесного хозяйства, передачей ведения лесопользования в субъекты Федерации, тотальным уничтожением лесничеств, за последние десятилетие с лесами нашей страны случилась настоящая беда, если не катастрофа – и это уже очевидный факт.
Подобное, и это уже не миф а реальность, ждёт и систему охотпользования, а вместе с ней и охоту как часть культурного наследия России.
Короток весенний охотничий сезон, и его закрытие в нынешнем сезоне 2020 года ещё долго будет отдавать в душах охотников, нет, даже не обидой, хотя и без неё не обойдётся, а полным не пониманием произошедшего и болью за то, что власти не захотели услышать своих рядовых граждан, прислушаться к их доводам. А это очень и очень плохо!
А ещё, очень жаль охотников старшего поколения для которых эта весна, как и весна – охотничья, может оказаться вообще последней в их жизни.
И ещё, где гарантия в том, что подобная ситуации с весенней охотой, да и с охотой вообще в любом сезоне, не повториться вновь и вновь. Как говориться – «конёк уже обкатан», и теперь лишь только дело техники, даже и без рекомендаций Министра природных ресурсов и экологии РФ можно вполне обойтиться.
И всё же последние слово тут за гражданами – в демократическом государстве живём, по крайней мере именно так трактуется в Конституции РФ.
Источник: ohotniki.ru