(О матче Mossberg Cup Southern Storm)
Обычно итоговые репортажи про стрелковые мероприятия начинаются примерно так: «в минувшeе воскресенье под таким-то городом на таком-то стрельбище состоялся такой-то матч, на который съехалось сто — нет, даже двести стрелков со всех уголков нашей необъятной родины». И, в-принципе, будь матч проходным, мы бы так и написали. Большинство журналистов используют стандартные клише не только для быстроты процесса, но и легкости усвоения: фразы, составленные из типовых оборотов, загружаются в мозг целыми блоками — и это удобно всем. Но у нас не бывает проходных матчей. Причин этому несколько. Одна из них — часть наших сотрудников увлекается стрельбой, а потому непосредственно вовлечена в дело.
Другая причина общеизвестна: достижением регулярных спортивных результатов озадачены лишь 20% стрелков, в то время как оставшиеся 80% приезжают ради общения и поддержки стрелковой формы. И мы тоже приезжаем на соревнования для общения. Но самым главным явился, если можно так выразиться, кармический фактор. Когда в далеком феврале мероприятие было названо «Южный шторм», мы даже не представляли, насколько оно будет оправдано. Вначале матч был перенесен из-за ситуации с коронавирусом и связанных с этим ограничений на сборы и передвижения. Многие стрелки, взявшие билеты и отпросившиеся с работы, были вынуждены существенно изменить свои планы. Да что говорить — жизнь поменялась тогда у всех. Самым обидным было то, что при введении карантина неделей позже, переносить матч бы не пришлось. Прошло три месяца и все вроде бы вернулось на круги своя. Подготовка шла полным ходом, а увеличение количества участников способствовало превращению прематча в полноценный стрелковый день. Но не тут-то было. Ибо погодные условия полностью оправдали название матча. Хотели «Южный Шторм»? Получайте, господа организаторы.
Разумеется, мероприятия это не сорвало. Самоотверженным трудом застройщиков упражнения были восстановлены уже к вечеру. А в субботу утром участники основного матча, съехавшиеся с необъятн… со многих городов нашей страны, уже могли начинать приготовления. Чтоб два раза не вставать, географию стрелков приведем сразу — так конкретней и понятней:
Отчетливо видно, что название матча выдает близость к югу не зря: около 70% участников — жители Причерноморья. Несмотря на то, что клуб организаторов находится в Николаеве, большинство южан приехали все же из Одессы. Из Одессы был и партнер соревнований — клуб SK Personal Defense, который в лице своих инструкторов являлся мозгом и генеральным их штабом. Ну а нервами, мышцами и скелетом был клуб «ЮГ-11», с которым мы работали и ранее. Именно его пехота в пыльных одеждах вынесла на себе основную тяжесть застройки при тридцатиградусной жаре и восстановление декораций после шторма. Всем строителям предстояло ещё и стрелять, а некоторым — и вовсе ехать на матчи в другие города.
В то же время судейский состав отличался большим разнообразием: помимо упомянутых клубов, были привлечены представители одесского сегмента практической стрельбы, а также херсонский клуб «ФОРС».
Упражнения
Уже в субботу Небесная Канцелярия решила, что испытаний с этих смельчаков хватит, а гостей нужно уважать. Поэтому основной день матча явился идеальным с точки зрения погоды. Любители тумана даже могли оценить игру лучей восходящего солнца, а заодно и потренировать свою зрительную память, запоминая расположение еле видных мишеней во время проработки гейм-плана:
Упражнения в массе своей были адаптированы как к рельефу, так и классам оружия; часть мишеней использовалась для оружия .22lr и 9-мм, а во время выступления стрелков с .223 и 7,62х39 поднимался более тяжелый и дальний металл. В свое время николаевцы прекрасно вписали площадки в ландшафт, отчего мы бы даже затруднились сказать, какой рубеж называть карьером, а какой — капониром. Однако в наши задачи не входит исследование фортификационных нюансов стрельбища. Гораздо интересней узнать про народные названия тех ли иных его частей. Например, упомянутое упражнение “A” строилось на самой просторной площадке, которую называют «карабинной». Его изюминкой являлось наличие двух свингеров. Также предстояло преодолеть муки выбора — откуда обстреливать две дальние мишени: издалека со старта или поближе, но слегка раздергавшись на перебежке и подвижном картоне?
Упражнение “B” строилось на рубеже с условным названием «Окоп». Это и вправду самая заглубленная часть стрельбища, позволяющая стрелять из траншеи через трубу метров на семьдесят. Впрочем, сейчас этого не требовалось. Зато участники могли сполна продумать геймплан с переносами веса с ноги на ногу, чтобы при малейших проблемах тут же начать подшагивать, теряя время. Коварен был и порт: засовывать в него карабин до прицела было необязательно, ведь тут же следовал перенос вбок, но поди остановись за метр до декорации, когда несешься на всех парах! Только особо мужественные стрелки, имен которых мы называть не будем, были способны на это.
Рубеж “С” традиционно называется стоянкой — ведь он расположен рядом с «главной площадью» и, на минуточку, кухней. Но не стоит думать, что судьям данного рубежа от этого лучше всех: соседство с поварами — это не только возможность перехватить кофейку, но и необходимость постоянно слушать дизель-генератор. Именно поэтому на данный рубеж берут только людей со стальными нервами. Зато есть лайфхак: если преждевременно снять наушники, после «работы» некоторых ДТК на .223 — работающий генератор уже не слышен.
Помучались на этом рубеже и стрелки, которым предстояло решить: с какого фланга начинать отстрел — «бумажного» или «стального»? Принято считать, что металл должен поражаться в первую очередь. С другой стороны, именно на таких мишенях можно настолько серьезно «залипнуть», что последующая стрельба по картону, особенно дальнему, будет на пределе моральных сил. Кроме того, не забыть бы промежуточные или крайние мишени! Большинство стрелков выбрало классический вариант. Но были и диссиденствующие элементы, пошедшие, можно сказать, против системы.
На рубеже “D” николаевцы обычно отрабатывают стрельбу из ружья на дальние дистанции, поэтому он так и называется — «пуля». Здесь требовалось начинать с сидячего положения, переключаясь затем между ближними и дальними целями.
Организаторы решили не ограничивать дерзновения владельцев мини-карабинов и позволили им стрелять по стометровой мишени. Как показала практика — не зря: некоторые ретивые «мелканщики» наяривали по картону самый настоящий «билл-дрилл» — и небезрезультатно. Рубеж “F” был как будто несложен — перемещайся себе по фронту да вставляй ствол в порты. Но наличие штрафных мишеней (к слову, они были на каждом упражнении) спутало карты не одному поклоннику скоростного прохода. По иронии судьбы, неофициально эта площадка так и называется — «Мотоцикл».
Самое длинное и при этом весьма динамичное упражнение было в большом капонире, центральным композиционным элементом которого была маршрутка. Ранее этот рубеж назывался «газель», но угадайте, какое прозвище данная площадка получила в свете недавних событий?
Правильно: «Бровары».
Классы оружия
Несмотря на то, что матч проводился по принципам и правилам практической стрельбы, местные реалии, касающиеся арсенала украинского стрелка, были учтены. Именно поэтому разбивка оружия по классам предусматривала карабины АК в виде отдельного дивизиона, причем с делением на открытый и стандартный. Было довольно интересно посмотреть как на любителей обвеса, так и сторонников тепло-лампового АК «в дереве». Соотношение их составляло примерно 1:2. Обратная ситуация была в классе .223 — что, впрочем, и неудивительно. Здесь сторонники «оптического карабина» превосходили любителей механических прицельных аж в шесть раз. Нечто подобное было и в .22lr, но с меньшей амплитудой — «оупенщиков» было лишь в два раза больше. Ну, а PCC был и вовсе един. Общая же картина распределения стрелков по классам выглядит следующим образом — см. ниже. Заодно приведем и статистику по категориям «леди» и «юниоры» , которые, заметим, стреляли бесплатно.
Не стрельбою единой
Известно, что в жаркую пору аппетит пробуждаться не спешит. Но, как мы уже заметили, погода в этот день была умеренной, а значит требовалось удовлетворить не только стрелковые, но и гастрономические потребности участников. Не остались забытыми и напитки: в любой момент гости могли приобрести охлажденное или горячее питье. Ну а в середине дня каждый счастливый обладатель талона получал полноценный обед, который можно было разделить и на два приема.
Пресытившись хлебами, можно было приступать к зрелищам.
Лотерея
Изначально зрители знали, о чем пойдет речь, ведь в анонсе матча упоминание розыгрыша оружия присутствовало. Были обоснованные предположения в отношении и бренда, ведь мероприятие, как ни крути, называется Кубком Моссберга. Но о том, что это будет карабин с продольно-скользящим затвором, знали «не только лишь все».
По иронии судьбы, модель Patriot Walnut Classic выиграл призер класса .223 Rifle Open. Вероятно, фортуна решила, что столь быстрому стрелку с минорным калибром пришла пора неторопливо стрелять уже из .30-06. И здесь мы с фортуной категорически согласны: достойным людям — достойное оружие.
Выводы
Кубок Моссберга «Южный шторм» не оставил никого равнодушным — причем каждый человек, вовлеченный в это жаркое во всех смыслах мероприятие, был неравнодушен по-своему. Кто-то стрелял прематч после дождя, кто-то строил упражнение и не мог вспомнить мишенную обстановку на нём, кто-то не простил себе «чарли-мисс» на простой мишени, ну а у кого-то до сих пор перед глазами продырявленный белый картон.
Лишь за нового владельца болтового «Моссберга» можно быть относительно спокойным.
Волнует другое — как теперь матчи-то называть? Романтика романтикой, но порча реквизита нам точно ни к чему.
Впрочем, ближайший матч, который будет организован компанией Stvol, будет Кубком Беретты. Просто Beretta Cup — безо всяких там штормов, смерчей и цунами. А там посмотрим. Так что следите за анонсами!
Источник: stvol.ua