Это и отдаленность расположения тока, и трудность передвижения по залитым талыми водами, захламленным болотистым местам, и сложные, рискованные переходы через многочисленные бурлящие весенними потоками ручьи, и остатки слежавшегося, но еще не растаявшего снега, и передвижение по совсем еще темному лесу с риском получить невзначай упругой веткой в глаз или подвернуть в буреломе ногу, и опасность встречи с голодным, только что вышедшим из берлоги медведем, и многое, многое другое , причем все это в тяжелых условиях европейской тайги, где подъезд к месту охоты совершенно невозможен.
Но иногда тока глухарей расположены в таких местах, куда можно подъехать на внедорожнике и где можно подскакивать хоть в тапочках.
Как правило, это боры беломошники, зеленомошники по гривам, без густого подроста и бурелома.
В настоящее время местные охотники за определенную сумму сопровождают на такие тока приезжих с тугими кошельками, и те, не утруждая себя поисками, стараются подъехать к ним на транспорте вплотную, да еще в компании нескольких друзей.
Добыв птицу, а то и две, они громко делятся впечатлениями прямо на току, распугав птиц, а дома с гордостью рассказывают о своих охотничьих «подвигах». Очевидно, и такая охота имеет право на существование, хотя из-за легкости добычи теряется вся ее прелесть.
По моему мнению, дельным глухарятником, достойным уважения, можно считать только того, кто, получив разрешение на добычу птицы, сам, без подсказок, нашел место токования, подскакал к петуху на близкое расстояние, одним точным выстрелом добыл сказочный трофей, бережно уложил его в рюкзак и, не нарушая гармонии весеннего леса, покинул место тока. К сожалению, таких охотников, как правило старшего поколения, становится все меньше.
|
У меня часто ночами, во время бессонницы, перед глазами встают картины одной из охот в Вологодской области. В то ясное, тихое утро глухари на рассвете совершенно отказывались петь, только скыркали.
Не меньше десятка птиц шумно перелетали по току, расположенному в сфагновом болоте, поросшем угнетенным сосняком. Одного из них удалось разглядеть, когда почти рассвело, на сосне всего в тридцати метрах. Но петь он так и не собрался, а через час улетел.
Придя на ток еще в полной темноте и просидев на бревне без движения до девяти часов, я, размяв совершенно затекшие ноги, двинулся через ток в сторону реки и вдруг услышал долгожданную песню. Глухарь затоковал на вершине высокой сосны лишь в десятом часу утра!
Не стоит ехать на ток, если вас не волнует охота на глухаря, если не пробирает мелкой дрожью, когда вы слышите его тихую таинственную песню, если, подскочив на 20–25 метров, вы торопитесь с выстрелом, вдоволь не насладившись пением и видом поистине королевской птицы наших русских лесов, если не испытываете некоторой жалости, когда поднимаете добытый трофей.
Только у нас в России эта охота еще доступна большинству, и дай Бог, чтобы не оскудели наши леса, чтобы варварские рубки и пожары, алчные добытчики и хищные животные не сократили численность птиц настолько, что охота на них стала бы невозможной.
На токовища глухари начинают собираться еще ранней весной — в марте. Бегая по насту, они чертят крыльями, распускают хвосты и поют, поют свои странные песни. Позже между петухами начинаются поединки.
Птицы сильно бьют друг друга крыльями, сталкиваются грудью, ударяют мощными крючковатыми клювами в область подбородка и шеи соперника так, что только перья летят. Звуки ударов и подпырхиваний в чистом, прозрачном весеннем лесу в тихое утро слышны за 400–500 метров.
|
У каждого глухаря, как и у тетерева, сугубо индивидуальный участок токования, свои излюбленные «токовые» деревья. Нарушение границ немедленно пресекается хозяином территории, а нарушитель чаще всего спасается бегством. Впрочем, по-темному, примерно в 2:30. птицы поют на деревьях, так как прилетают на ток с вечера, хотя отдельные особи могут появиться там уже засветло.
Хвосты распускают далеко не все птицы — мешают густые ветви развесистых суков. А вот на земле все самцы распускают хвосты веером. Одни петухи ходят по суку, часто поворачиваются из стороны в сторону, отчего их песни слышны то отчетливо, то слабо, другие остаются на выбранном месте, не меняя позы долгое время.
Ближе к середине апреля на тока начинают прилетать и самки, тогда интенсивность и продолжительность токования возрастают, петухи в возбуждении перелетают на ближайшие деревья или спускаются на землю к самкам, которые призывным квохтаньем подзывают самцов.
Поющего на дереве глухаря слышно за 150–200 метров (в зависимости от силы и направления ветра, густоты крон деревьев и вашего слуха). «Издалека» песня скорее угадывается, чем слышится, по характерному шелесту. И это пока не запел многоголосый птичий хор.
Если глухари спустились «на пол», то услышать их песню удается всего лишь за 50–70 метров. Тогда и подскочить ко все время перемещающемуся самцу несравненно труднее. Лучше затаиться за какой-либо елочкой, сосенкой и терпеливо ждать, когда роскошный петух сам не подбежит на верный выстрел (25–35 метров).
Угодья, в которых располагаются тока, как и древесные породы, на которых птицы поют, очень разнообразны. Если не нарушается окружающая обстановка и птиц тревожат несильно, токовище в одном и том же месте существует десятки (проверено), а может, и сотни лет.
Тока типичны в старых изреженных сосновых насаждениях по буграм, окрайкам сфагновых (верховых) или переходных болот, иногда и в их центре, если в таком месте есть выделяющиеся по высоте сосны. Но это далеко не правило.
|
Мне неоднократно удавалось обнаружить ток среди березового средневозрастного леса с единичными соснами, на которых пело несколько петухов. Видимо, когда-то лес в этом месте был вырублен, и птицы вынужденно токовали по окрайкам вырубки, а с увеличением высоты насаждений вернулись на прежнее место.
В Смоленской, Ивановской, Московской областях обнаруживались чисто «березовые» тока. На толстых суках развесистых крон старых берез глухари и пели. Типично расположение токов в выделах с примесью старых осин. В Коми и Смоленской области хорошие тока были в спелых еловых лесах, но это скорее исключение из правила.
Удивительно, как такие огромные и тяжелые птицы громоздились на вершинах старых елей, отчего верхушечные побеги сильно сгибались. На землю глухари слетают вблизи токовых деревьев на довольно открытые места, без густого подроста, подлеска и валежника.
К семи-восьми утра токование птиц постепенно затухает. Они больше скыркают (кукарекают), чем поют. Пару раз мне удавалось услышать, а затем и увидеть токующего глухаря аж в двенадцать часов дня. Правда, в окружении глухарок. Иногда токуют глухари и осенью. С тока петухи улетают с глухарками недалеко, в пределах одного-двух километров, иногда уходят пешком, чтобы к десяти вечера снова прилететь на ток.
С шумом угнездившись на токовом дереве, глухарь скыркает, а иногда, уже в темноте, начинает петь. Не стреляйте глухаря на подслухе, чтобы не испортить утреннюю зорю! Попасть и найти битую птицу в темноте несравненно труднее, чем на рассвете. Идеальна для охоты тихая звездная ночь с легким утренним морозцем и корочкой льда на застывших лужах. Хорошо и тихое теплое туманное утро. А вот утром с сильным холодным ветром глухари поют менее азартно, обрывки песни слышны лишь за 50–70 метров.
|
В тихое утро с теплым мелким дождем птицы также токуют, но песню слышно плохо. Помню, как-то в Республике Коми в начале мая, во время фотографирования глухарей, началась несильная метель с ветром, но петухи продолжали токовать.
Они забивались в кроны густых сосен, неазартно пели полтора-два часа, не распуская хвостов и поминутно отряхиваясь от снега, потом замолкали и сидели, нахохлившись, изредка склевывая сосновые хвоинки. Но это, конечно, исключение из правила.
Там же на тетеревиный ток повадился прилетать крупный глухарь и, разогнав хозяев, топтал тетерок. К глубокому сожалению, заснять столь редкую картину мне не удалось – товарищ избавил тетеревов от соперника.
Подскакивают к глухарю под песню. Во время точения, длящегося всего несколько секунд, петух ничего не слышит и глаза его полузакрыты. Этих мгновений достаточно, чтобы приблизиться к птице на два-три шага. Сократив дистанцию до 20–30 метров, не спешите с выстрелом, вдоволь насладитесь видом и пением реликта нашей фауны.
Выберите такую позицию, чтобы птицу не загораживали даже мелкие сучья. Дождитесь рассвета, когда планка и мушка уже видны. Никогда не стреляйте в хвост и грудь птиц: смертельно раненная, она улетит на некоторое расстояние и напрасно погибнет.
Стреляйте только в бок нулевым или первым номером дроби, по возможности прислонив стволы ружья к дереву и затаив учащенное от волнения дыхание, плавно нажимайте на спуск.
Глухарь крепок на рану, поэтому сразу же бегите к упавшей птице. Подранок, да еще в сумеречных условиях под пологом леса, быстро убежит с места падения, его легко потерять, несмотря на кажущуюся заметность. Падая, крупная птица сбивает сучья, теряя часть перьев. Расстелив пару больших газет, соберите все перья, чтобы не рассекретить место тока.
К тому же они пригодятся, если вы решите заказать на память чучело птицы. Вложив в клюв тампон из ваты, заправьте голову под крыло и заверните тушку в газеты (не в целлофановый мешок, в котором она отсыреет и испачкается в крови).
Поставьте добычу в рюкзаке хвостом вверх и бесшумно кратчайшим путем покиньте ток. Никому не рассказывайте, где он расположен.
При разумной эксплуатации он будет радовать вас трофеями многие десятки лет. Увы, но по молодости я рассекретил несколько близлежащих токов директору охотхозяйства в Кировской области, и численность птиц там резко сократилась. Токовые игрища заканчиваются к началу — средине мая, моменту распускания молодых листочков на осинах.
Петухи перемещаются в глухие, труднодоступные угодья, поближе к местам линьки; куры, как правило, устраивают на земле вблизи от места токования примитивные гнезда, откладывают 5–9 крупных яиц (с мелкое куриное яйцо) охристого цвета с розоватыми пятнышками и насиживают их в течение 26 дней.
Глухарята вылупляются, покрытые пухом, и, подобно цыплятам, везде следуют за матерью, склевывая с травинок различных насекомых.
Очень важное значение в первый месяц их жизни имеет погода. Наиболее отрицательно на выживание молодняка влияют затяжные холодные дожди, когда насекомые попрятались, а голодные, намокшие в густой траве птенчики раз за разом намокают и мерзнут, несмотря на то что глухарка греет их своим теплом.
В такие периоды отход глухарят, да и других выводковых птиц (тетерев, рябчик, куропатка), весьма значителен. Немаловажную отрицательную роль играют и хищники: куницы, хори, горностай, лисицы, енотовидные собаки, волки, бродячие собаки.
|
Может показаться, что охота на току очень проста. Но это не всегда так. Неожиданно может возникнуть столько препятствий, преодолеть которые упорный охотник сумеет лишь с большим напряжением сил. Тем и увлекательна эта охота.
Особенностью тетеревиных птиц служит их способность к образованию межродовых гибридов. Наиболее часто встречается межняк, происходящий от самца тетерева и самки глухаря. Чаще всего этот феномен связан с нарушением полового соотношения глухарей в период размножения в местах интенсивной охоты на токах.
На некоторых глухариных токовищах, особенно небольших, в период охоты нерадивые охотники выбивают почти всех самцов, а потому глухарки вынуждены посещать тетеревиные токовища. Это доказано учеными — специалистами по тетеревиным птицам. То же самое наблюдается в первые годы после вырубки спелых сосновых лесов на многолетнем глухарином токовище.
Глухарки и тетерки внешне похожи друг на друга, правда, первые крупнее, но это не мешает косачам спариваться с глухарками.
Межняк-самец значительно крупнее тетерева и мельче глухаря. В среднем он весит 2,2 кг. Внешне межняки сильно варьируют по окраске. Одни больше напоминают тетерева, другие глухаря. Для всех типичен особый, не характерный ни для тетерева, ни для глухаря фиолетовый отлив пера на груди. На крыле нет белого зеркала, либо оно едва заметно.
Клюв всегда темный и мелкий, но крупнее тетеревиного. У одних птиц хвост веерообразный, как у глухарей, у других приближается по форме к тетеревиному, но лиры не образует. Подхвостье не ярко-белое, как у косача, а темное с пестринами, больше похожее на глухариное.
|
Очень редко встречаются межняки глухариного типа, рожденные от спаривания самца глухаря с тетеркой. Гибридные самки достаточно редки. Скорее всего, это связано с тем, что весной охотники самок не стреляют, а осенью просто не обращают внимания на особенности их размеров и оперения. Или полагают, что межняковая самка — это либо крупная тетерка, либо молоденькая глухарка.
Межняки не дают потомства. Тетерка, покрытая межняком, сносит неоплодотворенные яйца. Но опасность не в этом, так как тетерка за сезон спаривается с несколькими самцами. Было доказано, что одного удачного спаривания достаточно, чтобы вся кладка оказалась оплодотворенной.
Наблюдения на тетеревиных токах подтверждают, что межняки на токах очень агрессивны. Они занимают на токовище лучшие места и как более крупные и сильные далеко отгоняют самцов тетерева, не давая им спариваться с тетерками. Тока мельчают, межняки нарушают структуру тока.
Поэтому охотники справедливо считают их вредными и при появлении на току стараются отстрелять их в первую очередь.
Источник: ohotniki.ru