Последние пятнадцать лет на территории европейской части страны резкого увеличения численности зайцев почему-то не наблюдается.
Зверек ведет преимущественно ночной образ жизни, за исключением периода гона.
Если он замечен в светлое время суток, значит, кем-то потревожен с лежки.
Сырую погоду — дождь, обильную росу, туман, мокрый снег — заяц-беляк не любит и остается на лежке дольше обычного времени, встает на кормежку поздно, ходит мало.
Зимой начинает кормиться в глубоких сумерках или в полной темноте, устраивается на дневку за час до рассвета.
В длительное ненастье может не вставать по двое суток, или кормится в пределах 30–50 метров от выбранного укрытия.
Вот почему часто охотнику при улучшении погоды никак не удается за короткий зимний день найти ни одного следа, хотя в угодьях зверьков немало. Заяц хорошо видит, моментально замечает движущиеся объекты.
Его называют косым, так как глаза расположены ближе к затылку, как у вальдшнепа, что дает обзор на 270–360°. Удирая, заяц часто остается незамеченным, чему способствует его покровительственная окраска.
Прекрасно слышит. Уши как локаторы, находятся в постоянном движении, реагируя на малейшие шорохи.
|
Обоняние у него неважное, и учуять приближающегося врага даже вблизи он может далеко не всегда. Чтобы определить съедобность того или иного корма (трав, побегов кустарников и деревьев, коры, корнеплодов), идентифицировать следы других зайцев, он вплотную приближается к ним и принюхивается.
Если заяц не понял, не разглядел причины беспокойства в высокой траве, он подпрыгивает, затем, успокоившись, продолжает жировку, если опасается чего-то, то убегает. Вскочив с лежки, он первые десять-двадцать метров бежит мелкими прыжками, но стремительно, максимально прижимаясь к земле или снегу, заложив уши за спину.
Удалившись на некоторое расстояние, дает стрекача с длиной прыжков три-четыре метра. Через триста – пятьсот метров успокаивается, испражняется, удаляется от опасного места спокойными прыжками по прямой или пологой дуге, часто присаживается, прислушиваясь, нет ли погони, иногда даже скусывает веточку-другую и, запутав след, снова ложится.
По мелкому снегу тропить зайца несравненно комфортнее, однако отпечатки лапок заметны на меньшем расстоянии, чем по глубокому. В дождь, мокрый снег, оттепель, при сильном ветре и плюсовой температуре, особенно в начале и середине осени, заяц подпускает охотника очень близко, иной раз на два-три метра.
Он малопуглив в угодьях, где на него редко охотятся, и наоборот, уходит незамеченным при интенсивном преследовании, не подпустив и на 50–70 метров. Зайцы постоянно пользуются лазами, тропинками, тропами, просеками и дорогами. Выводки держатся в месте рождения долго, общаются, играют, гоняясь друг за другом.
Выходят на кормежку поздно, хорошо ориентируются в окружающей обстановке, знают наиболее кормные и безопасные места, убежища, пути бегства.
|
Заяц нетруслив, как принято считать, но сметлив и расчетлив. Тому масса подтверждений, особенно от гончатников.
Однажды и я наблюдал, как спугнутый с лежки здоровенный русак, оказавшись на большом, открытом поле, был атакован крупной самкой ястреба-тетеревятника. Укрытия поблизости не оказалось, и ястребиха раз за разом атаковала стремительно бегущего зверька, вырывая когтями из его спины и боков клочья шерсти.
Тогда заяц перевернулся на спину и, утопая в рыхлом снегу, стал яростно отбиваться от наседающего врага задними лапами.
Результаты многочисленных троплений беляков в научных целях показали, что одной и той же открытой лежкой зверек пользуется очень редко, особенно если она рассекречена и он был согнан с нее, но ложится неподалеку, в том же районе.
По глубокому снегу, в конце января, к февралю зайцы часто роют норы, протяженность которых может быть от двух до пяти-шести метров, часто с несколькими отшлифованными выходами, что указывает на их неоднократное использование.
Однажды в Палехском районе Ивановской области мне представился случай наблюдать в бинокль, как на свежей, чистой вырубке, в 400 метрах, поднятый с лежки беляк старательно путал след и, сделав несколько двоек, скидок, в конце концов лег у пня.
Лишь единожды в Южском районе Ивановской области в декабре было поднято сразу два беляка с одной лежки, располагавшейся среди засыпанного снегом невысокого густого ивового куста на краю поля. Один из них, совсем молодой, стал моей добычей.
|
Осенью по чернотропу зайцы ложатся недалеко от мест постоянных жировок. Полезно, обнаружив такое место кормежки по старым и свежим погрызам и помету, обойти его по спирали концентрическими кругами, все увеличивая их.
В этот период излюбленное место лежки — густой островок молодых елочек высотой 0,5–1,5 метра. Любят зайчишки устраиваться на дневку и в вершинах поваленных елей с зеленой или уже рыжей хвоей, у валежин, на окраинах болот, среди густой куртины травы, у куч порубочных остатков. Такие места следует обходить с повышенным вниманием.
Изредка погода преподносит длинноухим неприятный сюрприз. Заяц почти побелел, а снег неожиданно полностью растаял, вот и создались благоприятные условия для охоты в узерку.
Накручивая многие километры, охотник высматривает зверьков в крепких местах, обращая особое внимание на стволы поваленных берез и… на бумагу, брошенную нерадивыми грибниками и маскирующую своим белым цветом зайцев.
Заметив подозрительное пятно, охотник проходит как бы мимо лежки, искоса поглядывая на нее и постепенно приближаясь к ней. Тогда зверек может подпустить человека на верный выстрел.
Для охоты на зайцев лучше выбирать редкие лиственные или смешанные леса без густого подроста и подлеска, с малой численностью зайцев в окружающих угодьях.
Непременное условие, определяющее успешность охоты троплением, — научиться смотреть не себе под ноги, а как можно дальше вперед и по сторонам, чтобы вовремя заметить двойку, скидку, а то и самого зайца, неожиданно поднявшегося с лежки.
Дается это многолетним опытом таких охот, да и то не всем и только когда следы на снегу хорошо заметны. Затаптывать следы не стоит, иногда приходится возвращаться и разбираться в их хитросплетениях.
Останавливаться также нежелательно, это настораживает близко лежащего зверька, лучше уж топтаться на месте, соображая, куда подевался след.
|
Успешность любой охоты сильно зависит от погодных условий. При «короткой» ночной пороше, прекратившейся за несколько часов до рассвета, создаются наиболее благоприятные условия для охоты троплением.
После пороши следы хорошо заметны издалека. Наиболее активны животные сразу же после длительного, затяжного ненастья — метелей, снегопадов, дождей. Но тропление осложняется многоследицей.
В этом случае лучше всего, надев маскхалат, покараулить зайца в лунную ночь в засидке, у поваленной ветром или бобрами осины, у копешки сена, на краю поля с зеленями. Беляка зимой видно за двадцать-тридцать метров, русака — за пятьдесят-сто.
Стрелять непросто: плохо видно, а подсветка по правилам охоты запрещена (по совершенно непонятным причинам). В безветрие, сильный мороз, когда снег хрустит, шансов на успех немного, но есть.
Охотиться лучше вдвоем с надежным, проверенным товарищем, предварительно с ним обсудив, какими условными сигналами будете пользоваться.
Иногда поможет и портативная рация, и мобильный телефон, только нужно помнить, что голос и звонок настораживают зверя.
Обычно более опытный охотник идет рядом со следом, напарник следует справа или слева от него, параллельным курсом, не удаляясь более чем на десять-двадцать метров, оставаясь все время на виду.
Если напарник пересечет след искомого зайца, он знаками скажет об этом и подождет товарища, внимательно смотря по сторонам. Увидев, что заяц сдвоил (вернулся назад своим следом), охотник глазами находит в конце двойки скидку (как правило, за ближайшую валежину, пень, в куртинку травы, за елку).
Если замечена тройка, то увидеть скидку сложнее. Таких двоек, троек, а то и четверок может быть несколько.
Но иногда заяц ложится, не запутав следы вообще, или же, сделав петлю-полукруг, устраивается вблизи своего следа и прекрасно видит крадущегося охотника, который даже не подозревает об этом, ведь впереди еще одиночный — ходовой — след.
|
Жировки, тропы, скопления следов лучше обходить по небольшому кругу, отыскивая выходной след. Заметив по направлению следа, что заяц лег в крепком месте, опытный охотник знаками посылает товарища в обход на номер, а сам лезет в куртину, поднимая зверька. Стреляет напарник.
Поднятый с лежки и даже неудачно стреляный заяц обычно проходит не более одного – полутора километров и, запутав след, снова ложится. Поэтому полезно протропить его вновь, подождав сорок – пятьдесят минут.
Бывали случаи, когда нестреляного зверька приходилось тропить весь короткий зимний день, поднимать его раз пять, но ни разу так и не перевидеть.
Но случалось, что на третьей — пятой лежке не замеченный прежде заяц вдруг подпускал совсем близко, на три-четыре метра. То же бывало и с подранками. На ходу заяц часто выдает потаенные места дневок других зверьков.
Возьмите их на заметку. Если вы двигаетесь мимо лежки, стороной, зверек внимательно наблюдает за вами, иногда даже привстает, чтобы лучше вас видеть, но не поднимается совсем, или, дождавшись, когда вы повернетесь к нему спиной, осторожно уходит, не задевая ни одной травинки, веточки, совершенно бесшумно.
Когда заяц поднят с лежки, охотники рекомендуют одному человеку идти по следу и иногда взбрехивать, изображая собаку, другому оставаться у лежки и ждать возвращения длинноухого. Такой способ мы пытались применять не раз, но всегда заяц уходил по прямой и не возвращался.
Изредка бывает, что зверек не ложится, а ходит небольшими кругами по крепкому месту, оставляя отпечатки лапок поверх следов ваших сапог. В этой ситуации хорошо бы напарнику оставаться в засаде.
|
В конце января — начале февраля начинается гон, когда за ночь, а то и в светлое время суток заяц нахаживает по пятнадцать – двадцать километров, испещряя следами казалось бы прежде пустые угодья.
Тропить становится невозможно, лучше покараулить длинноухих лунной морозной ночью на переходах, тропах, у поваленных осин, стогов сена, на окрайках полей с озимыми культурами.
На лыжах в период глубокого снега тропить сложно, лыжи создают много шума, сильно снижают мобильность передвижения в захламленных местах. Лучше, дойдя до предполагаемого района лежки, их снять и, выпустив поверх сапог или валенок штанины, лезть по глубокому снегу и крепким местам без лыж.
Однако результативность такой охоты сильно снижается, а азартный охотник выматывается до предела.
Все вышесказанное в полной мере относится и к русаку, отпечатки лапок которого заметно уже, чем у беляка. Рыжеватая окраска меха позволяет вовремя заметить зверька на снегу. В более чистых местах проще разгадать и его хитрости.
Если вы освоили индивидуальную охоту троплением зайца-беляка, то легко обманете и русака.
Источник: ohotniki.ru