Бортняшка

Тем более, располагалась Бортняшка всего в двух минутах ходьбы от крайних домов деревни, ну а разве может так близко от жилья быть рыбное место?

Конечно, нет.

В это верили все, и я в том числе, да и как не верить?

Было мне в ту пору лет 10, своего рыбацкого опыта очень мало, верил старым рыбакам почти безоговорочно.

Но вот именно это почти и привело однажды к истории, которую хочу рассказать.

В тот далекий летний день возвращался с очередной пустой спиннинговой рыбалки с дальних «ловчих» мест на нашей реке.

Путь домой лежал вдоль Бортняшки, путем этим ходил почти каждый день и каждый день проходил не задерживаясь.

Что тогда заставило подойти к берегу, уже не помню, наверное, обида на то, что вечно не клевало на реке, дай, думаю, половлю назло в болоте.

Подойдя к берегу, спугнул какую-то крупную рыбу, которая стояла в прибрежной траве. Быстро размотал спиннинг и буквально с первого заброса по блесне ударила щука, но не засеклась. Я пошел дальше, спугнул из-под ног еще несколько рыбин и догадался, что вдоль берега полно щуки и вполне приличной.

Стал судорожно делать заброс за забросом, но все никак не мог зацепить рыбу, наконец одна щука попалась, выволок ее на берег, было в ней граммов 800, но тогда это была настоящая и редкая удача. Больше ловить не мог, быстрее побежал домой рассказывать.

Отец отнесся к рассказам скептически, но наутро было решено сходить поблеснить. На двоих мы поймали 5 щук, для наших не рыбных мест это было пределом мечтаний. И с тех пор началось: ходили на Бортняшку почти каждый день и каждый день приносили рыбу домой, щуки на спиннинг попадались до килограмма, изредка брали окушки.

Через некоторое время приехал к нам погостить дед, бывалый рыбак и охотник, и предложил ловить щук в Бортняшке на жерлицы. Сказано – сделано.

На следующее утро все встали рано, быстро подкачали лодку, дед, как чувствовал, взял подсачек и мы пошли проверять жерлицы. Поклевку на ближайшей жерлице увидели почти сразу. Подойдя к берегу, поняли – поклевка хорошая. Вся капроновая веревка смотана и рогулька натянута почти перпендикулярно шесту. Щука засела в траве.

Не помня себя, мы с отцом запрыгнули в лодку, дед дал подсачек, поплыли. Когда приблизились к шесту, щука нас почуяла и заходила в траве, кол стал дергаться от ее мощных потяжек, внутри у меня все замерло, ясно было, что рыба огромная.

Веревка была страшно запутана в кувшинках и всяких других водорослях и отцу приходилось выдирать ее оттуда с силой, рыба билась где-то там, в глубине зарослей. Когда щука показалась у лодки, поняли, что в наш подсачек она не залезет, стали заводить с головы, щука поместилась только наполовину, но была уже такой уставшей, что не могла выпрыгнуть. Веревка запутана, рыба в лодке начинала оживать, поэтому мы поскорее отрезали снасть и погребли к берегу.

Радости не было предела, таких рыб в своей жизни еще не видел, ну а в то, что выловили ее в Бортняшке, просто не верилось. Даже дед, исколесивший весь Советский Союз и ловивший рыбу почти во всех регионах нашей необъятной родины, был потрясен. Незаметно к нам стекались рыбаки и просто народ из ближних домов.

С тех пор мы ставили жерлицы каждый день и каждый день попадалась одна или несколько щук, но таких монстров уже не было. Правда, несколько раз кто-то перетирал капроновую веревку или обламывал крючки, но кто это был, мы так и не узнали.

Но все хорошее когда-то заканчивается, закончился летний сезон, наступила зима, и в следующий раз на Бортняшке оказался со спиннингом уже в мае. Бортняшку поглотил разлив, и не разобрать было, где наше домашнее озерцо, а где сильная, неспокойная река.

Первым же забросом зацепился, пошел домой за лодкой, доплыл до зацепа и увидел сеть, на которой висела блесна. Потом присмотрелся – от реки Бортняшку отделяли ниточки поплавков, вся она была отгорожена сетями.

Кто ставил сети, знал, но сделать тогда ничего не мог. Сети не снимали и в начале лета. А потом, когда вода прогрелась, взялись местные браконьеры с саками и бреднями.

Рыба шла мешками, даже страшно становилось от того, сколько ее было. Карась, лещ, окунь и, конечно, щука, много щуки, центнеры рыбы…

Браконьеры брали рыбу жадно и от жадности дурели и теряли всякое чувство меры, улов загоняли по дешевке и пропивали тут же, на берегу, один даже умудрился спьяну утонуть в нашей Бортняшке.

Рыбу выбили быстро, за пару месяцев…

С тех пор прошло много лет, переловлено много разной рыбы, много приятных воспоминаний осталось в прошлом навсегда, навсегда исчезли беззаботные времена детства, нет уже в живых деда. И рыбы в Бортняшке с тех пор нет.

Истребили рыбу люди, поиздевались над природой, которая подарила им такой нежданный подарок – богатое рыбой озеро прямо за околицей. И теперь молчит природа, не дарит больше жизни Бортняшке.

Но сети давно сняты, наверное, спились те, кто помнит, как бреднем они черпали рыбу из Бортняшки, все потихоньку про нее забывают, не забываю только я и все жду, когда же опять там ударит в траве щука, когда же опять оживет наша Бортняшка, жду, но пока не дождался…